Приветствуем, геймер! Ты можешь или
16+
161420_100001530033015_4997744_n

Плюсатор Dubitans 33

227

Матерая Contra. История сериала, часть первая

Нельзя сказать определенно, хорош консерватизм вообще или плох. Иногда он может статься катастрофичным – так, консерватизм царя Николая II похоронил Российскую Империю. Однако кому-то консерваторство – свет в оконце и живая вода. Например, знаменитой серии видеоигр Contra, лет десять назад вытащившей саму себя из новомодного тогда трехмерного болота за косичку старомодного экшена в стиле run’n gun.

Матерая Contra. История сериала, часть первая
Обо всем - Матерая Contra. История сериала, часть перваяМатерая Contra. История сериала, часть первая
Николай Александрович с батюшкой очень любили играть в «Контру» на Ходынском поле...

Увы, но сейчас большая часть молодого поколения геймеров ударение в слове «контра» ставит исключительно на второй слог, подразумевая командные сетевые баталии до тотального покраснения глаз – но никак не двух накачанных парней с крупнокалиберными пулеметами наперевес. Однако еще до их рождения слово Contra с придыханием произносили тысячи посетителей аркад и обладателей различных «игровых компьютеров» 80-х годов. И имели в виду они, конечно же
Матерая Contra. История сериала, часть первая
Обо всем - Матерая Contra. История сериала, часть перваяМатерая Contra. История сериала, часть первая
CONTRA

aka Probotector (EU) aka Gryzor (JP)

Платформа: Arcade (1987), NES (1988), еще десяток консолей и компьютеров смотрите в Википедии.

Жанр: беги-и-стреляй

Думаю, не надо здесь детально расписывать – о чем же эта игра. Скажу кратко – суть ЛЮБОЙ Контры в том, что по одну сторону баррикад ты, твой друг и ваши автоматы, а на стороне другой инопланетяне, захватившие планету. И предлагают захватчики совсем не пятичасовое чаепитие. Собственно, в определенный период времени, до появления игры God of War, именно какая-нибудь из (хороших, ибо были и плохие) частей Contra была лучшим средством для поднятия уровня тестостерона за приставкой. Замечу – в суровой мужской компании, что товарищу Кратосу недоступно до сих пор.

Безусловно, большинство российских игроков помнят «мужика в синем трико» и «мужика в красном трико» по версии для Dendy, однако она была всего лишь портом с игровых автоматов. Пусть даже самым лучшим и точным, но с заметно упрощенной графикой. Хотя, главное достоинство оригинала версия для 8-битной консоли сохраняла – невероятное для тех лет ощущение близости свистящих пуль, прямо как в боевиках на видеокассете. Не зря же главные герои игры – Лэнс и Билл – списывались со Шварценеггера и Сталлоне. Кроме «дендевой» инкарнации, было еще много портов, например, очень неплохой графически вариант для MSX-2 с десятью дополнительными уровнями, но такого скоростного экшена не давал ни один из них, более того, в некоторых отсутствовал скроллинг экранов, замедляя действие донельзя.

Матерая Contra. История сериала, часть первая
Обо всем - Матерая Contra. История сериала, часть перваяМатерая Contra. История сериала, часть первая

Вы помните, вы все конечно помните...

Останавливаясь же на самой приятной и теплой версии, стоит отметить, что играли мы далеко не в лучшую «Контру». Дело в том, что из американской версии, с которой пираты-стиплеровцы (и иже с ними) клепали свои разноцветные бутлеги, вырезано довольно много анимации и заставок, бывших в японской версии (которая даже называлась по-другому – Gryzor). Например, листья пальм в джунглях легендарного первого уровня натурально развеваются на ветру, а между уровнями присутствует целая карта острова, отмечающая продвижение героев к цитадели инопланетян. Однако, европейской версии для NES (так именовался во всем нормальном мире Famicom, с которого скопировали Dendy) не повезло еще больше – она называлась Probotector, а все персонажи были заменены на роботов, дабы не пугать наивных бюргерских детишек. Традиция издавать в Европах «проботекторы» продолжилась вплоть до эпохи Sony Playstation. Однако, и многие из вас это хорошо помнят, Dendy/NES/Famicom получила и другие части ураганного боевика. Конечно же, это

Матерая Contra. История сериала, часть первая
Обо всем - Матерая Contra. История сериала, часть перваяМатерая Contra. История сериала, часть первая

SUPER CONTRA

aka Super C (US), aka Probotector 2: Return of the Evil Forces (EU) aka Super Gryzor (JP)

Платформы: Arcade (1988), NES (1990)

Жанр: умри, гнида!

В отличие от первой части, при портировании на главную домашнюю игровую систему тех лет Супер Контру ждали серьезные изменения. Это касалось не только графики, но также порядка и количества уровней и даже финального босса. Поэтому всем игравшим на приставке со слоненком рекомендуется приобщиться и к аркадной версии – она доступна для скачивания в XBOX LiveArcade и заметно отличается от виденного на восьмибитках, например, системой улучшения «пушек».

Что же до NES-версии, то она в целом очень походила на «Контру» нумеро уно, только этапы с видом сзади сменились на уровни с видом сверху и возможностью перемещаться в любую из восьми сторон. Резвое действие на экране, довольно жесткая сложность (в принципе норма для тогдашних видеоигр) и заточенность под прохождение вдвоем – все это осталось на месте. А что еще было нужно обычным советским детям?

Матерая Contra. История сериала, часть первая
Обо всем - Матерая Contra. История сериала, часть перваяМатерая Contra. История сериала, часть первая

Версия Super Contra для NES/Dendy

Лучше детей это знали безымянные пираты, выпустившие хакнутую версию Super Contra, в которой все спрайты (кроме боссов) были заменены на персонажей из мультфильма «Черный Плащ»! Пара мужиков превратилась в пару Кряков Лапчатых, а противостояли им уже не инопланетяне и не роботы, но крокодилы и утки из города Сен-Канар. Картридж, гордо называвшийся Duck II, был широко распространен среди многочисленных «китайских» переделок того времени.

Еще интереснее оказался тот факт, что третья и последняя восьмибитная «Контра» также оказалась «переделкой». Имеется в виду

Матерая Contra. История сериала, часть первая
Обо всем - Матерая Contra. История сериала, часть перваяМатерая Contra. История сериала, часть первая
CONTRA FORCE

aka Super Contra 6 - пиратская версия

Платформа: NES (1992)

Жанр: четыре против одного

Изначально создававшаяся японским подразделением Konami игра Arc Hound в итоге превратилась в Contra Force и вышла только в США. Наверное, все, кто застал Dendy, играли и в эту часть и прекрасно помнят все ее нововведения и странности. Прежде всего, это единственная часть во всей серии, где вместо инопланетян бойцы фигачат (простите, но этот идиосинкразический глагол ближе всего к происходящему в игре) обычных людей-террористов. Именно в Contra Force можно было впервые выбирать себе персонажа, а сами герои (их было четверо) различались по способностям – один был снайпер, другой минер, третий мог пульнуть самонаводящимися ракетами. Оружие можно было улучшать, собирая чемоданчики, а в критические моменты игра позволяла вызывать в подмогу управляемого компьютером напарника – секунд на десять.
Матерая Contra. История сериала, часть первая
Обо всем - Матерая Contra. История сериала, часть перваяМатерая Contra. История сериала, часть первая
Contra Force научила нас отличать мужиков друг от друга
Добрые китайцы как следует отхачили картридж, изменив имена (и спрайты) героев, добавив жизней и сменив название на Super Contra 6, но сама игра совершенно не поменялась. Увы, сохранив такой недостаток, как тормоза. Многие современные школьники очень любят пинать XBOX 360 как «первую консоль, на которой тормозят игры», не зная, что 18 лет назад Contra Force умудрялась сбрасывать частоту кадров вплоть по самое не балуйся. Также был в этой части и совершенно античеловеческий уровень на стройке, и классные миссии с видом сверху – на самолетах и кораблях. Заканчивалась «Сила Контры» пожалуй слишком быстро, ибо включала в себя всего-то 5 этапов.

Впрочем, оставшись на одной, пусть даже самой любимой платформе, мы слегка разорвали цепь времен, пропустив 1991 год и вышедшую тогда

Матерая Contra. История сериала, часть первая
Обо всем - Матерая Contra. История сериала, часть перваяМатерая Contra. История сериала, часть первая
OPERATION C

aka Contra в Японии aka Probotector в Европе

Платформа: Game Boy (1991)

Жанр: кто бы сомневался

Первая Contra, выпущенная специально (и эксклюзивно) для мобильной платформы, сама по себе мало примечательна. Состоит всего из 4 этапов – два с классическим видом сбоку, два с изометрической камерой. В плане дизайна используются наработки первых двух частей, музыка целиком из первой, вдвоем играть нельзя. Однако именно в Operation C появилось одно маленькое нововведение, перекочевавшее почти во все следующие части – самонаводящийся пулемет. Он, а также экран выбора уровней (в японской версии открыт с самого начала безо всяких кодов) делают геймбойную игру довольно легкой пробежкой.
Матерая Contra. История сериала, часть первая
Обо всем - Матерая Contra. История сериала, часть перваяМатерая Contra. История сериала, часть первая
Подлый босс первого этапа Operation C практически непроходим без самонаводящегося пулемета
Восстанавливая хронологию, мы снова возвращаемся в год 1992, когда на 16-битной приставке Super Nintendo вышла игра
Матерая Contra. История сериала, часть первая
Обо всем - Матерая Contra. История сериала, часть перваяМатерая Contra. История сериала, часть первая
SUPER PROBOTECTOR: ALIEN REBELS

aka Contra Spirits (JP) aka Contra III: The Alien Wars(US)

Платформы: SNES (1992), Game Boy (1994, как Contra: The Alien Wars/Probotector 2), Game Boy Advance (2002-2003, как Contra Advance: The Alien Wars EX/Contra Spirits), Famicom/Dendy (неофициально, как Contra Spirits)

Жанр: какой бы вы думали?

Здесь я специально выделяю именно европейскую версию, ту, где людей поменяли на роботов – ибо Super Probotector был хорошо известен у нас в России, попав вместе с другими хитами для Super Nintendo в число локализованных (была переведена инструкция, 1996 год – учись, Новый Диск) и активно рекламировавшихся игр.

Многие, заставшие «совершенную игровую систему от Nintendo», должны помнить постапокалиптические декорации третьей номерной «Контры» – разрушенный город и пустыню. Также сильно в память врезались огромные боссы, появление средств передвижения (танка, мотоцикла и ракеты, за которую надо было уцепиться и не разбиться) и мегабомб, уничтожающих все живое на экране. Особенно же радовала мощная возможность таскать с собой сразу две пушки, переключаясь с ракет на лазер при необходимости или даже стреляя по-македонски, с обеих рук, во время прыжка. Все это способствовало увеличению и без того высокой динамики – и росту сложности. В самом деле, по сравнению с 8-битными частями, игра стала ну очень жесткой, требуя уже не десятков, но сотен перепрохождений. Кроме главной версии, имелся обрезанный, по понятным «железным» причинам, порт на Game Boy обыкновенный, кошмарный, потому что неофициальный релиз для Dendy, а через 10 лет игра была весьма достойно перенесена на Game Boy уже Advance с небольшими изменениями.

Матерая Contra. История сериала, часть первая
Обо всем - Матерая Contra. История сериала, часть перваяМатерая Contra. История сериала, часть первая
Как писал Великий D, "то, что в обычной Контре - босс уровня, здесь всего лишь маленькое препятствие"
«Главный» Super Probotector активно использовал технологические мощности SNES по вращению спрайтов (sprite rotating) и фонов (Mode 7) – благодаря чему стали возможны псевдотрехмерные эффекты в уровнях с видом сверху. Однако вершиной старых «Контр» все-таки стала последняя официальная игра 16-битной эпохи и первая Contra для не-нинтендовской консоли
Матерая Contra. История сериала, часть первая
Обо всем - Матерая Contra. История сериала, часть перваяМатерая Contra. История сериала, часть первая
Contra Hard Corps

опять блин Probotector HC в Европе

Платформа: Sega MegaDrive/Genesis (1994)

Жанр: адское месиво

Я утверждаю Hard Corps как самую лучшую из старых частей совсем не потому, что «Мегадрайв» был куда популярнее «Супер Нинтендо». Дело в огромном количестве нововведений, каждое из которых было настолько зубодробительным, что на нем одном можно было бы строить полноценную игру. Для начала «Жесткий Корпус» предлагал сразу четырех героев на выбор – и как отличались они от привычных спортсменов в лосинах! Помимо нормального четкого пацанчика Ray Poward крошили роботов-инопланетян девушка Sheena, волк-мутант Fang и добрый робот Вертер, то есть Browny. Герои различались между собой не чуть-чуть, как в Contra Force, но радикально, и виды оружия у них были принципиально разными – по четыре на брата. Так, к примеру, Fang умел орудовать огнеметом, братский робот разделывался с врагами с помощью шарика на цепочке, товарищ Ray искусно владел милым сердцу веерным автоматом.

Помимо пушек и бойцов, игра предлагала выбирать, внимание, пути развития сюжета. Да-да-да, нелинейная «Контра» с человеческим сюжетом! Местный «адреналин раш» прерывался брифингами и перепалками добрых героев с плохишами, создавая в итоге историю о полковнике Бахамуте, возжелавшем применить инопланетные технологии для завоевания планеты. Иногда после расправы над боссом можно было выбрать следующее место зачистки – и тем самым… изменить концовку. Всего у Hard Corps было что-то в районе пяти окончаний, в том числе плохое и секретно-несерьезное. Можно было пройти игру трижды – и не увидеть всех вложенных создателями уровней и врагов. Сказать, что это то, о чем мы так долго мечтали – не сказать ничего.

Матерая Contra. История сериала, часть первая
Обо всем - Матерая Contra. История сериала, часть перваяМатерая Contra. История сериала, часть первая
Технологически Hard Coprs мало уступала Supr Probotector. А еще там можно было играть за клевую телку, и это решало
Однако легко написать «пройти трижды». Если Contra III/Super Probotector казалась простым советским детям ну очень сложной, то здесь нас ждали просто все круги ада – возможно, «благодаря» знаменитому сеговскому Blast Processing. Сложность Hard Corps – это притча во языцех, а прохождением этой игры в школе гордились больше, чем дружбой со старшеклассниками. Честно говоря, мне покорилась только японская версия – на эмуляторе, попытки с пятисотой – и только по той причине, что в ней (опять же, впервые в серии) есть линейка жизни и бесконечные continue. Для облегчения участи несчастных игроков добрые дизайнеры Konami ввели в игру новое движение – подкат, во время которого персонаж становился неуязвимым. Многие места проходятся только с его помощью, имейте в виду.

Contra Hard Corps вышла в год дебюта Sony Playstation, следующей консоли, на которой появились Билл и Лэнс сотоварищи. Однако, текст мой уже разросся настолько, что резонно прерваться и дать читателю отдохнуть, отделив сладкие воспоминания о «золотых деньках» сериала от трудностей современного периода. В эту ретроспективу принципиально не включены некоторые совсем нелепые пиратские хаки для восьмибиток с именами типа Super Contra 7 или Super Contra X, мучить себя которыми я считаю просто недостойным настоящего мужчины в трико. Во второй (и наверное окончательной) части «Матерой Контры» вас ждет рассказ про все игры серии, начиная с консолей пятого поколения, а также небольшой обзор на тему «Что принесла миру Контра?». Оставайтесь верны идеалам этой вечной борьбы, товарищи – и да хранят вас мегабомбы! До скорой встречи!

Матерая Contra. История сериала, часть первая
Обо всем - Матерая Contra. История сериала, часть перваяМатерая Contra. История сериала, часть первая
Челябинские мужчины настолько суровы, что убивают людей игрушечными автоматами

227
Еще в блоге
Интересное на Gamer.ru

35 комментариев к «Матерая Contra. История сериала, часть первая»

    Загружается
Чат